Князец Мазары Бозеков. Сын казненного Бозеко Тынина Мазары Бозеков был внуком знаменитого Тыгына. Отца Бозеко вместе с его братом Челляем и с тремя кангаласскими "лутчими людьми" повесил в Якутском остроге воевода Петр Головин "за их якутскую измену в 150 г." (1642) как руководителей подавленного восстания якутов. Мазары жил в Кангаласском улусе в местности Куудук в долине Эркээни. Унаследовав власть родоначальника, он исправно платил ясак, оказывал всяческое содействие казакам при сборе ясака и числился у воеводы на хорошем счету. Будучи человеком смышленным и неординарным, он тяготился опекой воеводы и казаков. Посоветовавшись с родоначальниками улусов, решил свидеться с самим русским царем — ыраахтаагы. В 1676 г. три якутских тойона: внук Тыгына кангаласский Мазары Бозеков, внук Мымаха намский Нокто Никин и мегинский Трека Орсукаев подали воеводе А.А.Барнешлеву челобитную о разрешении им поехать в Москву. Из Москвы пришло указание воеводе отобрать из подгородных ясачных волостей и "лутчих князцов двух или трех прислать в Москву за их многие службы и ясачный платеж" и потому, что "на Москве из них иноземцев никто не был". В июле 1676 г. трое избранных князца с богатыми подарками отправились в Москву в сопровождении казаков, шести якутов и толмача Максима Мухоплева. 25 декабря того же года они были представлены царю Федору Алексеевичу, "челом ударили три сорока (120 шт.) соболей да три лисицы чернобурые" и в ответ были обласканы и одарены. Несколько дней спустя, 3 января 1677 г. они подали челобитную в Сибирский приказ: "... Чтоб Великий Государь пожаловал их князцем Нокто Никина, Мазары Бозекова, Трека Орсукаева (Тирен Орсургаев), — говорится в челобитной — не велел ясачных зборщиков якуцкйм служилым людем их в улусах судить, а судить бы их не в больших делах меж себя их князцом в своих волостях, а в иных волостях иным князцом, чтоб им от (ясачных) зборщиков и от приставов в разоренье не быть... Да те князцы Нокто Никин, Мазары Бозеков, Трека Орсукаев бьют челом Великому Государю, чтоб Великий Государь их пожаловал, велел их от своего государства ясаку отставить, и быть бы им над родниками своими судьями и по ясак волостных ясачных родников им нарежать и меж их суд и расправу чинить без градцкие волокиты"... Судебных прав, как вы заметили, князцы требовали не только для себя, но и для всех якутских князцов. 9 февраля 1677 г. в ответ на их челобитную последовал царский указ, допускавший участие тойонов в судебной деятельности. "Якутов не в больших исцовых делах, в 2 и в 3 или 5 рублях судить... вместе с их иноземскими князцы и с лутчими людьми, а без их князцов и лутчих людей однолично ясачным зборщиком и в малых делах не судить, чтоб им иноземцов от зборщиков, которые посылаются, убытков и обид не было". Согласно указу царя, якутским тойонам было разрешено участвовать в небольших судебных делах с суммой иска до 5 рублей. В освобождении их самих от ясака было отказано. В следующем 1678 году в Якутск поступил другой царский указ, по которому предоставлялось якутским "лутчим людям" право на участие в сборе ясака. Через три года, в 1680 г., в Москву вторично выехали: тот же Мазары Бозеков, а с ним из Борогонцев Чюка Капчиков и из Мегинцев Чугун Бодоев в сопровождении соответствующей свиты. Кроме богатых подношений царю, князцы везли с собой много пушнины для обмена на московские товары (один только Мазары Бозеков вез "50 сороков (2000) соболей, соболью шубу" и прочее). Умудренный "дипломатическим опытом" Мазары Бозеков подал царю следующую свою челобитную: "Царю Государю Федору Алексеевичу Самодержцу бьет челом холоп твой дальней твоей государевы отчизны сибирские украины великие реки Лены князец Мазарычко Бозеков. В прошлых годах пришли к нам на Лену русские люди и к тем русским людям дед мой князец Тынина Мындяков пришел, и аманатов привел к деду твоему Государю Михаилу Федоровичу, поклонился и ясак платил. И с тех годов с наши Якутские земли ясак тебе Великому Государю идет и служим тебе, Великий Государь, крепко и верно ясак платим и в походы на твоих Государевых изменников, на непослушных людей ходим, кони и куяки даем. Милостивый Государь Федор Ллексеевич, пожалуй меня, холопа своего, Вели, Государь, за службы деда и дяди моего и за мою, холопа твоего, службишку писать в окладных наших якутцких имянных ясачных книгах князцов и дать свою Государеву Грамоту. Царь Государь, смилуйся, пожалуй. 188 г. (1680) Генваря 23 дня". Во время поездки Мазары Бозеков добился подтверждения личных привилегий: особый царский указ предлагал писать его во всех случаях князцом. Ему и другим князцам было дано право суда по мелким делам и управления сородичами. Были подтверждены также их имущественные права и привилегии. Таким образом, если раньше якутские князцы формально не имели судебных прав над своими сородичами, то в указах 1677, 1678 и 1680 гг. впервые было предписано судить якутов ясачными сборщиками при присутствии князцов, которые получили право участвовать в сборе ясака. Одним ясачным сборщикам судить без представительства князцов воспрещалось. Вторая поездка Мазары Бозекова к русскому царю сделала его знатным лицом, как среди тойонов, так и в воеводской канцелярии Якутского уезда. Мазары Бозеков имел сыновей: Кюнняк, Хара Бытык, Борток, Тюсюнек, Акон, Кученек. Скончался в 1703г., когда ему было 75 лет. Похоронен в долине Эркээни на высокой террасе Тюекей, которая сейчас называется Истях. В XVII — XVIII вв. это место являлось родовой усыпальницей родственников и потомков Тыгына. На могиле Мазары Бозекова в августе 1933 г. директор Якутского краеведческого музея М.А.Ковинин и ученый Г.В.Ксенофонтов провели раскопку. В могиле они обнаружили останки человека ниже среднего роста, железный котелок, небольшой кожаный мешок для хранения кумыса, деревянную миску, седло и удила; нашли три пуговицы с эмалевой инкрустацией, запонки со следами эмали, металлические части пояса, лук, кожаный колчан с 18 стрелами с железными и костяными наконечниками. На пальцах обеих рук обнаружили два кольца, одно из которых с каменной инкрустацией. В книге доктора исторических наук В.Ф. Иванова, вышедшей в 1991 г . "Русские письменные источники по истории Якутии XVIII — начало XIX в" говорится, что "... в феврале 1677 г . в Москве якутский тойон Кисикей Сахалтин был крещен и получил имя Леонтия Львова, царской грамотой пожалован в дети боярские..." Был ли он в составе делегации Мазары Бозекова или приехал ранее самостоятельно об этом пока неизвестно. По предположениям некоторых исследователей он является прапрадедом матери С.Я. Уваровского.
Пестерев Владимир Ильич - История Якутии в лицах. |