гостевая книга | форум




главная > содержание > люди
------------------------------------------------------------

Омогой Баай и Эллэй Боотур.

По мнению заслуженного деятеля науки Якутской АССР, кандидата филологических наук, фольклориста Г.У.Эргиса, предания о предках якутского народа сходны по сюжету и характеру героев. Сюжет большинства этих преданий в основном сходится к следующему. Где-то на юге Сибири жил некий человек по имени Омогой племени Боотулу. По одним вариантам, из-за вражды с соседними племенами или возникших там опустошительных войн, по другим — из-за многолетней засухи, он с людьми и со скотом переселился на Среднюю Лену. Стал здесь родоначальником народа саха. Через некоторое время прибыл с юга Эллэй и поступил к нему в работники. Эллэй внес некоторые усовершенствования в хозяйство и быт Омогоя. Женился на одной из его дочерей и оставил после себя большое потомство.

В книге амстердамского бургомистра, географа и этнографа Николаса Витсена (1641 —1717), "Север и восток Татарии", изданной в Амстердаме в 1692 г. приведен список 35 якутских слов с переводом на голландский, а также перевод якутского текста молитвы "Отче наш" на голландский язык. Н.К.Витсен в 1664 г. около четырех месяцев находился в Москве в свите голландского посланника Я.Бореля, где собрал богатую коллекцию разнообразного материала о Сибири. Автор на основе имеющихся у него русских источников о Сибири и ее отдаленных окраинах, а также иностранных авторов того времени, пишет о происхождении, расселении, хозяйстве и обычаях якутов. По мнению Н.Витсена, якуты южного происхождения, прародина их находилась где-то на западе, затем они переселились в Прибайкалье, а оттуда буряты вынудили их переселиться на Среднюю Лену. Последнее переселение якутов, полагал Витсен, произошло в XIII — XIV вв.

В варианте, записанном в 1741 г., Я. Линденау, повествуется о том, что оба прародителя якутов жили и умерли в Прибайкалье. Потомки их, ослабленные борьбой с киргизами и монголами, при внуке Элляя Баджее переселились на Лену.

Сказания о третьем легендарном прародителе Улуу Хоро противоречивы. По одним преданиям, он прибыл вместе с Омогоем, по другим — самостоятельно, несколько позднее, с юга из страны Хоро или с востока. Улуу Хоро и его потомки говорили на особом хоринском наречии. Всего зафиксировано 35 вариантов преданий.

Встречаются также предания, рассказывающие о том, что еще до переселения Омогоя и Элляя на Аену там жили скотоводческие племена ураангхай и кыргызы. Эти предания не получили широкого распространения. Кроме того, в нескольких вариантах записаны предания о встрече Элляя с тунгусами (эвенками) на Лене.

Предполагают, что предки якутов, в седой древности, произошли от двух народностей, прибывших из юга Сибири. В старину сказывали предание: "У якутов одна ветвь — монголы, а другая восходит к Татаару Тайме, прожи­вавшему на земле Ураангхай". Это обосновывали так: на южной стороне знаменитого озера Байкал есть родина монгольского племени. В старину на этой земле, где господствовал тогда Чынгыс Хаан, вспыхнула битва, всколыхнувшая весь мир. Спасаясь от битвы, проживавший там удалец по имени Татаар Тайма вместе с несколькими людьми взяв свои богатства двинулся на север, в край Ураангхай, находящийся около озера Байкал. Татаар Тайма уже в ту пору имел лошадей и рогатый скот, работников, сам был воином. У него был сын по имени Эллэй.

После смерти царя монгольских племен Чынгыс Хаана правил его сын Хаан Тойон. Во времена правления этих царей вспыхивали великие битвы, из-за которых житель земли монголов по имени Онохой (Омогой), монгол по крови, также как Татаар Тайма, с женой, детьми, скотом, домочадцами убежал на север. Не останав­ливаясь на земле Ураангхай, добрался с верховьев до устья реки Чаара, где она впадает в Лену, обосновался там и разбогател. Из-за распрей и битв, происходивших на земле монголов, люди стали разбегаться, переселяться по верховьям речек, на севере, западе, на северо-востоке, обживая эти места.

Однажды царь Хаан Тойон вызвал к себе Элляя, когда тот жил еще со своим отцом Татааром Таймом, и сказал: "Ты, Эллэй, сын Татаара Таймы, удалой человек, там, где вы живете, на дне озера Байкала видна тень человека, напоминающая красивую женщину. Ты, удалой человек, своей хитростью достань ее для меня".

Эллэй вернулся домой и рассказал отцу, он выслушав его сказал: 'Царь Хаан Тойон дал задание для того, что­бы ты погиб и исчез. Это значит, что нам дальше не жить благополучно в этом краю, надо нам уйти. В старину, когда я был в расцвете сил, спасаясь от огненных битв, скитался по углам севера Восточной Сибири и мимоходом заехал в верховье одной благодатной реки. Вкус ее земли был удивительно приятным, я думаю, что там благодатный край, чтобы расплодиться людям и живности. Да и в те времена люди, скрываясь от междоусобиц, убегали туда и больше не возвращались.

Среди них был человек, которого звали Омогоем. Он так лее как и мы убежал и обосновался на реке Лене. В старину, скитаясь, мы встречались в том краю и говорили мирно. Давай поезжай туда, я укажу дорогу. Держи путь на север, определяя его по выгнутой стороне кренистых деревьев". Согласившись с доводами отца, Эллэй покинул земли Ураангхай, где они жили и бежал на север. По пути, лежа в сумке старик Татаар Тайма велел сыну дать ему горсть земли и вкусил ее. Затем он сказал: "Ну, сынок, вот и достигли мы реки, которую я назвал Леной. Тебе надо сколотить плот и поплыть вниз по ее течению. Людей ослабевших от дороги оставь здесь, в верховьях речек, сбив их с пути. Когда ты будешь плыть вниз по руслу этой реки, нужно рубить лес для плота так, чтобы были крупные щепки, их надо бросать в воду. Из валежников сделай вязанки и тоже спускай в воду. Плыви до тех пор, пока не найдешь место, где живут люди, пока не найдешь Омогоя. Он, должно быть, разбогател, у него две дочери, одну из них, любимую зовут Нуурай, другую, нелюбимую — Сыппай. Женившись на девице Сыппай, продолжи род ураангхай, прославь якутов. Не бери в жены любимую дочь Нуурай, у нее короткая, недолговечная жизнь, не будет детей...". Отец умер, Эллэй похоронил его, все сделал в точности как завещал он. Однажды Омогой заметил на мысу, на берегу реки защищенном от ветра елями — холомо и сидящего человека.

Заметив его, Омогой, прибежал домой, собрал всех мужчин и сказал: "Вот, случилась беда, появились пришельцы, может быть, это прибыли беспокойные люди, может быть, это люди с сомнительным, скандальным нравом." Затем пошел со своими людьми к месту, где заметил Элляя.

Омогой застал Элляя в шалаше и приставив к нему пальму, стал спрашивать: "Кто ты такой, откуда прибыл, зачем приплыл к моему жилью, в мой край?" Эллэй стал умолять его, рассказывая о своих предках: "Пожалей меня, зовусь я Элляем, я сын жителя земли ураангхай Татаара Таймы, убежавшего в старину с земли племени монгол. Находясь в стране монголов под властью царя Хаана Тойоно, я не смог выполнить его наказ и чтобы избежать смерти, убежал. По дороге схоронил отца, сбил с пути своих рабов-спутников, остался один. Претерпев различные тяготы и лишения, по завещанию отца прибыл сюда. Он мне сказал, что тебя знает, поэтому, если ты действительно Омогой, пожалей меня". Тогда Омогой опустил пальму вниз и сказал: "Я — Омогой Баай, в былые времена, когда вспыхивали огненные войны и битвы на земле монголов, проехав через край ураангхай, давным-давно нашел я эту реку. Действительно, я встречался с твоим отцом, если ты и вправду его родной сын-наследник, ты должен быть добрым, почитаемым человеком, иди со мной и живи с нами, будь работником-помощником".

Согласившись, Эллэй приходит вместе с Омогоем в его дом, нанимается работником. В течение трех лет он был его слугой. Стада Омогоя состояла из лошадей и крупного рогатого скота. Жили в небольшой, конусообразной юрте. Сена для скота они не заготавливали, вовсе не знали про кумыс из кобыльего и коровьего молока. Свой скот содержали только на подножном корме. Питались напитком из кислого молока, пользовались деревянной и берестяной посудой.

Эллэй был хорошим охотником. Не было дела, которого бы он не осилил, не было такой работы, с которой бы он не справился, не было случая, чтобы он перечил хозяину. Омогой радовался его сноровке, понял, что он хороший труженик и дал ему имя "многострадальный муж, одинокий Эллэй Боотур".

Эллэй, женившись на нелюбимой дочери Омогоя, в местности Ус Хатынг поставил берестяную большую урасу величиной с бугор, с кольцеобразными украшениями, с девятью выпуклыми опоясками и сказал: "Пусть это называется "могол ураса". Поставил изгородь, загон для скота. На дворе развел дымокур из дерна, от чего дым стал плавно стелиться. Затем сколотил юрту. Эллэй основал праздник ысыах, где впервые произнес моление-алгыс.

Сыппай стала хорошей хозяйкой. В девяти ушатах вставили кумыс. Возле двора поставили столб — саар багах. Срезав молодые березки воткнули в землю. Устроили тюсюлгэ и справили ысыах. На ысыах пригласили людей, семью Омогой Баайа. Исполнили обряд ысыаха. Все это было организовано Элляем.

От шести сыновей Элляя произошли пять якутских улусов. Вот их имена:
Намылга Силик — Благословитель. У него не было детей;
Хатан Хатамаллай. — От него родился Хайыр Хангалас, ставший родоначальником Хангаласского улуса;
Харах Нал. — От него родился Таатта, ставший родоначальником Ботурусского улуса;
Мэнгнээх Бэкичэл. — От него родился Мэнгэ Уол, от которого пошел Мегинский улус;
Дьуон Дьаангы. — От него родились Борогон и Оххой, которые стали родоначальниками Борогонского, Дюпсюнского улусов;
Лангха Силик. — От него происходит Намский улус. Так, все сыновья Элляя стали родоначальниками улусов. Сын Омогой Баайа — Аан Тайбыыр, а от его сына Баягантая Дархана происходят люди Баягантайского улуса.

В исторических преданиях упоминается так же родоначальник хоринских родов и наслегов — Улуу Хоро — Великий Хоро, прибывший на Среднюю Лену позднее Омогой Баайа и Эллэй Боотура со своими многочисленными сородичами, говорившими на чужом языке непонятном для якутов — язык хоро.

Пестерев Владимир Ильич - История Якутии в лицах.
Якутск: Бичик, 2001 г .





Hosted by uCoz